Журнал Гиппопотама (hippopotam_beg) wrote,
Журнал Гиппопотама
hippopotam_beg

Category:

Фестиваль словацких фильмов – 1. “Разлом”, “Томан”

Пока весь мир закрывается на карантин и даже церемонии вручения крупнейших кинопремий проходят по видеотрансляции, в Москве бурлит киношная жизнь. Только что отгремели итальянский и немецкий кинофестивали, отнудел своё еврейский, на прошлой неделе в кинотеатре “5 звёзд” на Павелецкой прошли “Показы словацких фильмов”, а ведь со дня на день будут ещё и китайский, и вьетнамский кинофестивали. И это всё не какой-то там паршивый он-лайн (хотя встречи с авторами фильмов, увы, пока почти исключительно он-лайн), а показы в лучших кинотеатрах столицы.

На словацком фестивале я выбрал себе для просмотра четыре фильма из представленных семи. Самым неудачным оказался “Разлом” (Trhlina) режиссёра Петера Бебяка (Peter Bebjak), заявленный как политический триллер. Политики в нём не было ни на грош, а триллер на поверку оказался дешёвой имитацией фильма ужасов. Авторы как бы говорят: мы очень хотели снять что-то страшное, чтобы у вас были мурашки по коже, но мы бедные словаки и у нас нет денег на спецэффекты, пожалуйста, напугайтесь сами фонариков в лесу, закрытой двери в заброшенном доме и свиста в ушах!

Историческая драма “Томан” (Toman) повествует о жизни Зденека Томана, заведующего отделом внешней разведки Чехословакии в 1945-1948 годах. Основными достоинствами фильма можно назвать подбор актёров как на главные, так и на второстепенные роли чехословацких руководителей того периода, а также воссоздание атмосферы послевоенного времени. Однако, хотя с чисто кинематографической точки зрения фильм может быть снят и хорошо, недостатки всё же перевешивают достоинства. Основным, пожалуй, является местечковость восприятия глобальных исторических процессов. Чехословаки были буквально выброшены из них на протяжении долгого времени (да и являются ли они их участниками сейчас?) во многом как раз из-за их непонимания как местными элитами, так и народами. Вот и авторам фильма хочется думать, что от послевоенной возни в чехословацкой песочнице хоть как-то зависели судьбы мира, да и самой страны. Якобы именно деятельность Томана, торговавшего по своим каналам в Лондоне конфискованными бриллиантами и прочими ценностями, позволила собрать чешским коммунистам деньги на предвыборную кампанию (а Томану наполнить личный сейф), победить на выборах, а затем и полностью захватить власть в стране. Первая ошибка авторов в том, что они считают результаты этих выборов и внутриполитических интриг определяющими для судьбы Чехословакии, в то время как на деле судьба страны решалась отнюдь не в Праге или Братиславе, а уже была решена в Ялте и Потсдаме. Вторая ошибка авторов фильма в том, что они переносят в прошлое сегодняшнее представление о роли денег в избирательном процессе. В те времена популярность самой компартии, коммунистической идеологии (как и многих других идеологий) не была напрямую связана с финансовыми возможностями. Миллионы людей поддерживали СССР и коммунистов в своих странах, как силу, сокрушившую фашизм. Этот очевидный для всех живших в те времена факт не требовал финансовой подпитки. Люди агитировали за коммунистов вовсе не из-за денег, а из искренней убеждённости в своей правоте.

Другим недостатком фильма можно назвать недостаточную проработанность характера и мотивов главного героя. Одной из важнейших сторон его деятельности было  содействие движению еврейских беженцев из Польши через территорию Чехословакии дальше в Палестину, где формировалось еврейское государство, и другие страны. С одной стороны, он сам был евреем по происхождению, родственники его и его жены были нацистских лагерях, он отлично знал, что уже после войны в Польше начались еврейские погромы и люди бежали в том числе и от них. Однако с другой стороны он совершенно не стеснялся брать с еврейских организаций деньги за это содействие, регулярно поднимая таксу и набивая, в том числе и собственный карман. Было ли это искренним желанием помочь или это был ещё один способ заработка? Был ли он искренним сторонником коммунистов или просто сделал циничную ставку на победителя? Зачем он собирал компромат на чешских политиков разных направлений, кому собирался его передать и собирался ли вообще? Были ли у него в конце концов какие-либо принципы или он был человеком без принципов (что тоже определённый принцип)?

Наконец третий недостаток (увы, частый во всём восточноевропейском кино) – аляповатые образы советских офицеров, дипломатов, путаница в названиях спецслужб (НКВД и Смерш), их задачах и полномочиях, наконец, полное отсутствие понимания мотивов действий как отдельных представителей СССР, так и в целом нашей политики того времени. Причём карикатурность эта зачастую объясняется вовсе не намерением выставить русских дураками или мерзавцами, а чисто киношным непрофессионализмом.

Продолжение следует.

Кстати, пока мы в Москве смотрели словацкое кино, в Словакии изменили конституцию для продления чрезвычайного положения: теперь правительство сможет неоднократно его продлевать каждый раз на 40 дней.
Tags: Словакия, словацкое кино, художественное кино
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment