Журнал Гиппопотама (hippopotam_beg) wrote,
Журнал Гиппопотама
hippopotam_beg

ВАЛЬС ВАЛЬДХАЙМА

ВАЛЬС ВАЛЬДХАЙМА
WALDHEIMS WALZER
Программа: Свободная мысль. Программа документального кино
Режиссёр: Рут Бекерманн
Австрия, 93 минуты, 2018
http://40.moscowfilmfestival.ru/miff40/films/?id=40134



Фигура Курта Вальдхайма, пятого Генерального секретаря ООН в 1972-81 и Федерального президента Австрии в 1986-92 годах, вызывала в те годы ожесточённые споры не только в самой Австрии, но и далеко за её пределами. Спустя несколько десятилетий, с позиций сегодняшнего дня эта фигура представляет уже скорее исторический интерес, однако “Австрийская народная партия” (АНП) в которой он состоял по-прежнему принадлежит к числу ведущих политических сил, а её нынешний лидер Себастьян Курц является австрийским канцлером.

Рут Бекерманн, чья молодость и зрелость пришлась как раз на период начала и расцвета политической карьеры Вальдхайма, делала в начале 70-х первые шаги в кинодокументалистике. Одной из первых её съёмок были оживлённые дискуссии сторонников и противников Вальдхайма на улицах Вены. Спустя много лет, используя свои съёмки и архивные кадры австрийского телевидения, Рут Бекерманн воссоздаёт атмосферу политической борьбы, общественных дискуссий, митингов, бурления площадей и улиц. Сейчас подобных уличных диалогов случайно столкнувшихся сторонников и противников политиков, пожалуй, не встретишь – они перенеслись в интернет, а тогда твой оппонент был рядом, вплотную, а не по другую сторону монитора.

Неоднозначность фигуры Вальдхайма определяется отнюдь не его предвыборной программой или политической платформой АНП и даже не тем, что он был офицером вермахта – то было время, когда у многих выбора не было, а тем, что он-то как раз свой выбор в пользу нацизма сделал вполне осознанно, вступив в 1938 в Национал-социалистическую студенческую лигу, а затем став штурмовиком. Вторая претензия заключалась в том, что Вальдхайм врал о своей службе в германской армии – сначала о том, что он якобы был комиссован после ранения на Восточном фронте и до конца Войны был студентом, потом, о том, что его служба в штабе признанного военным преступником генерала Лёра была лишь чисто административной работой, а к этническим чисткам в Греции и на Балканах он не имел никакого отношения.

Кадры кинохроники, фрагменты выступлений и интервью самого Вальдхайма, заявления его противников, закадровый текст, документы эпохи постепенно разоблачают не только этого австрийского политика, но и само австрийское общество, выбравшее его своим президентом не взирая на все разоблачения. Вальдхайм и Австрия будто кружатся в вальсе, а он своими руками словно обнимает австрийский народ.

К сожалению, автор фильма сосредоточилась, главным образом, лишь на одном из преступлений нацизма, к которому был причастен герой картины – уничтожению греческих евреев. С одной стороны это понятно – родители Бекерманн пережили холокост, и её повышенное внимание к этой части его биографии нельзя осуждать. С другой, расследование практически никак не коснулось службы Вальдхайма в немецких частях действовавших на территории СССР (об этом говорится лишь в связи с его ранением), его участия в борьбе с югославскими партизанами и той резне, которую устроил на Балканах его непосредственный начальник генерал Лёр, а также других преступлениях, к которым он мог иметь непосредственное отношение, учитывая его послужной список в 1938-45 годах. За скобками также осталась близорукость мирового сообщества, выбравшего бывшего нациста Генеральным секретарём ООН, хотя именно в начале 70-х стала всплывать информация о его службе во время Второй мировой войны и раскрываться его ложь. В результате небеспочвенные нападки на Вальдхайма выглядят однобокими; создаётся впечатление, что в вину можно поставить лишь преступления против евреев, а преступления против русских, украинцев, сербов, греков, македонцев значения не имеют. Не удивительно, что значительная часть австрийского общества, достаточная, чтобы избрать его президентом страны, в то время восприняла эти разоблачения как попытку внешнего вмешательства в дела своей страны со стороны лишь небольшой группы – Всемирного еврейского конгресса – которая отстаивала лишь собственные интересы.

Возможно, автор фильма в своём расследовании только отражает действительно имевшие место в тогдашней Австрии политические процессы, не ставя себе других целей. Разумеется, её тогдашнее непонимание причин, по которым разоблачение лжи Вальдхайма не привело к закату его политической карьеры, вполне объяснимо, однако и в созданном спустя десятилетия фильме она также остаётся в плену иллюзий своей молодости. Обвинения, связанные с участием Вальдхайма в депортацией греческих евреев в лагеря смерти, довольно легко отводились им и его сторонниками по формальным и процедурным основаниям, что показано и в самом фильме. В тоже время его тогдашние противники, а вслед за ними и Рут Бекерманн продолжали упрямо бить в одну точку, не замечая других уязвимых мест в его биографии.

Всё вышесказанное вовсе не означает, что фильм плох. Напротив, он исключительно интересен и полон неподдельного драматизма, а для непосвящённого зрителя его сюжет разворачиваются как захватывающий политический детектив с непредсказуемой интригой, что даёт несомненные основания для высокой оценки.

Оценка: ****

Рекомендации: с большим интересом.
Tags: 40 ММКФ, Курт Вальдхайм, ММКФ, Московский Международный Кинофестиваль, Рут Бекерманн, австрийское кино, документальное кино, фашизм
Subscribe

Posts from This Journal “40 ММКФ” Tag

  • МОЛЧАНИЕ ДРУГИХ

    МОЛЧАНИЕ ДРУГИХ SILENCIO DE OTROS Программа: Свободная мысль. Программа документального кино Режиссёр: Альмудена Карраседо, Роберт Бахар США /…

  • ФОКСТРОТ

    ФОКСТРОТ FOXTROT Программа: Эйфория сопротивления Режиссёр: Шмуэль Маоз Израиль / Германия / Франция / Швейцария, 114 минут, 2017…

  • ЕЁ ГЛАЗА

    ЕЁ ГЛАЗА EGE ESA AGA Программа: Открытие. Кино Шри Ланка Режиссер: Асока Хандагама Шри-Ланка, 104 минуты, 2015…

  • ЗАБЛУДШИЕ

    ЗАБЛУДШИЕ STRAY Программа: Конкурс Режиссер: Дастин Финили Новая Зеландия, 104 минуты, 2018 http://40.moscowfilmfestival.ru/miff40/films/?id=40223…

  • СПИТАК

    СПИТАК SPITAK Программа: Конкурс Режиссер: Александр Котт Россия / Армения, 98 минут, 2018 http://40.moscowfilmfestival.ru/miff40/films/?id=40179…

  • НЮ

    НЮ NU Программа: Конкурс Режиссёр: Ян Гэ Россия, 64 минуты, 2018 http://40.moscowfilmfestival.ru/miff40/films/?id=40177 Иной раз от фильма не…

  • ЭКСПЕРИМЕНТ “РАДУГА”

    ЭКСПЕРИМЕНТ “РАДУГА ” THE RAINBOW EXPERIMENT Программа: Время женщин Режиссер: Кристина Каллас США, 129 минут, 2018…

  • БАРБАРÁ

    БАРБАР Á BARBARÁ Программа: Эйфория сопротивления Режиссер: Матье Амальрик Франция, 97 минут, 2017…

  • ПЕРВАЯ РЕФОРМАТОРСКАЯ ЦЕРКОВЬ

    ПЕРВАЯ РЕФОРМАТОРСКАЯ ЦЕРКОВЬ FIRST REFORMED Программа: Мастера Режиссер: Пол Шредер США, 108 минут, 2017…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments