Журнал Гиппопотама (hippopotam_beg) wrote,
Журнал Гиппопотама
hippopotam_beg

СПИТАК

СПИТАК
SPITAK
Программа: Конкурс
Режиссер: Александр Котт
Россия / Армения, 98 минут, 2018
http://40.moscowfilmfestival.ru/miff40/films/?id=40179

Землетрясение в Армении 1988 года стало последним событием в истории СССР, когда его народы продемонстрировали своё единство. Даже разраставшийся нагорно-карабахский конфликт приостановился, а у многих возникла надежда, что трагедия послужит примирению между двумя народами. Впрочем, фильм не об этом.

Главный герой картины Гор, живущий в Москве, узнаёт о землетрясении в своём родном городе. С этого момента, первой сцены фильма, и начинаются нестыковки – сценарные, режиссёрские, художественные. Московская любовница Гора, появляющаяся в кадре на какую-то минуту, сразу запоминается банальным штампом из советского кинематографа: если молодая женщина курит, то это непременно порочная женщина. Она лепечет что-то про “пошлём им денег” и билеты на самолёт (на отдых в декабре? куда? это, напомню, 1988 год в СССР, а ничего не говорит о том, что хоть кто-то из них заядлый горнолыжник), а Гор накидывает пальто и уходит из дома, чтобы лететь в Армению, не беря с собой никаких вещей и тёплой одежды и бросая ей через плечо: “в магазин”. Итак, образ женщины, ради которой главный герой оставил семью и родителей в Спитаке создан одним грубым штрихом, но образ самого Гора так и остаётся загадкой. Что побудило его бросить молодую любящую красавицу-жену и дочку-ангелочка ради этой довольно стрёмного вида дамы? Все последующие события говорят о том, что эти их образы никак не стыкуются в сценарном плане.

Затем следует вызывающая пока ещё лёгкое недоумение сцена того, как герой лезет в городских ботиночках и лёгком пальтишке через горы, чтобы добраться до Спитака, поскольку машина на дороге заглохла. Вроде не фантастический боевик, в реальной жизни он не прошёл бы зимой в такой обуви по горам и ста метров, не соскользнув и не сломав себе руки, ноги и шею.

Дальше режиссёр начинает усиленно вышибать у зрителя слезу, используя набор стандартных кинематографических приёмов, не стоящих перечисления. С этими приёмами выходит явный перебор, особенно когда замечаешь, как Гор голыми руками без перчаток начинает разбирать завалы родительского дома, но на его руках не появляется ни единой царапины, раны или мозоли. Впрочем, кажется, никаких рабочих рукавиц или перчаток, а также касок нет ни у кого, кроме французского спасателя – также как не видно ни у кого и травм на руках. Нелепица на нелепице.

Параллельные сюжетные линии фильма так и остаются параллельными, и, пожалуй, их единственная задача не сделать историю трагедии цельной, а всё также заставить зрителя размазывать сопли в темноте кинозала. Особенно выбиваются образы французского спасателя и девушки-фотографа постоянно ругающихся друг с другом, но никак не стыкующихся с другими персонажами.

Тем временем жена и дочь Гора, находящиеся под завалами, и не пытаются позвать на помощь, а придавленная чем-то женщина даже не удосуживается сразу сказать маленькой девочке, чтобы та поискала выход из западни. Через несколько дней, за которые ребёнок лишь один раз кричит “папа!”, а папа это слышит в другой части города, выход, однако, находится. Но поскольку создать убедительный сценарный ход не получается, девочка пролезает в него не потому, что она действительно маленькая и щупленькая, не потому, что она позвала на помощь через щёлку и ей помогли спасатели, а потому, что она… превратилась в зайчонка, а потом обратно в девочку.

Удивительно, как на такую трагическую тему можно было снять такую развесистую клюкву. Зачем ей давать приз? Ну, разве что по политическим соображениям.

Оценка: **

Рекомендации: разве что из любопытства, но лучше посмотрите “Землетрясение” Сарика Андреасяна.
Tags: 40 ММКФ, Александр Котт, ММКФ, Московский Международный Кинофестиваль, художественные фильмы
Subscribe

Posts from This Journal “40 ММКФ” Tag

  • МОЛЧАНИЕ ДРУГИХ

    МОЛЧАНИЕ ДРУГИХ SILENCIO DE OTROS Программа: Свободная мысль. Программа документального кино Режиссёр: Альмудена Карраседо, Роберт Бахар США /…

  • ФОКСТРОТ

    ФОКСТРОТ FOXTROT Программа: Эйфория сопротивления Режиссёр: Шмуэль Маоз Израиль / Германия / Франция / Швейцария, 114 минут, 2017…

  • ВАЛЬС ВАЛЬДХАЙМА

    ВАЛЬС ВАЛЬДХАЙМА WALDHEIMS WALZER Программа: Свободная мысль. Программа документального кино Режиссёр: Рут Бекерманн Австрия, 93 минуты, 2018…

  • ЕЁ ГЛАЗА

    ЕЁ ГЛАЗА EGE ESA AGA Программа: Открытие. Кино Шри Ланка Режиссер: Асока Хандагама Шри-Ланка, 104 минуты, 2015…

  • ЗАБЛУДШИЕ

    ЗАБЛУДШИЕ STRAY Программа: Конкурс Режиссер: Дастин Финили Новая Зеландия, 104 минуты, 2018 http://40.moscowfilmfestival.ru/miff40/films/?id=40223…

  • НЮ

    НЮ NU Программа: Конкурс Режиссёр: Ян Гэ Россия, 64 минуты, 2018 http://40.moscowfilmfestival.ru/miff40/films/?id=40177 Иной раз от фильма не…

  • ЭКСПЕРИМЕНТ “РАДУГА”

    ЭКСПЕРИМЕНТ “РАДУГА ” THE RAINBOW EXPERIMENT Программа: Время женщин Режиссер: Кристина Каллас США, 129 минут, 2018…

  • БАРБАРÁ

    БАРБАР Á BARBARÁ Программа: Эйфория сопротивления Режиссер: Матье Амальрик Франция, 97 минут, 2017…

  • ПЕРВАЯ РЕФОРМАТОРСКАЯ ЦЕРКОВЬ

    ПЕРВАЯ РЕФОРМАТОРСКАЯ ЦЕРКОВЬ FIRST REFORMED Программа: Мастера Режиссер: Пол Шредер США, 108 минут, 2017…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment