Журнал Гиппопотама (hippopotam_beg) wrote,
Журнал Гиппопотама
hippopotam_beg

СОНИТА

СОНИТА
SONITA
Режиссёр: Рохсаре Гаем Магами
Программа: Свободная мысль
Иран, Швейцария, Германия
2015
91 минута
http://38.moscowfilmfestival.ru/miff38/films/?id=38122

Сонита – афганская девушка, живущая вместе с такими же как она подростками-беженцами в пригороде Тегерана. Её ключевое отличие от таких же как она юношей и девушек, посещающих образовательный центр для мигрантов – целеустремлённость. Если остальные плывут по течению, покорно ожидая своей судьбы, то Сонита как та лягушка из сказки изо всех сил взбивает лапками молоко в масло.

Главная тема разговоров среди её сверстниц – будущие браки и мужья, которых они даже не видели. Браки эти заключаются, разумеется, не по любви, а по решению родителей и других старших родственников, а жених может быть как ровесником, так и старше лет на 25. И главный мотив здесь финансовый. Как на восточном базаре за каждую из девушек её родители просят свою цену, и развестись потом можно, лишь вернув мужу эти деньги.

Сонита единственная, кто хочет вырваться из этого замкнутого круга. Все её мысли связаны с музыкой. Она хочет стать рэп-певицей и получить музыкальное образование. У неё уже готова песня, посвящённая как раз продаже молодых девушек в жёны, словно это какой-то товар. Но как раз в этом момент в Тегеран приезжает её мать, сообщающая, что для неё нашёлся жених, который согласен заплатить 9000$, а эти деньги в свою очередь уже обещаны другой семье, из которой берут девушку в жёны её брату.

Её мать искренне не понимает слов о свободе выбора для своей дочери, её желаний и устремлений, находящихся за пределами традиционного уклада. Она не то чтобы желает своей дочери зла, попросту в её разум не вмещается ничего другого. Единственное, что она может предложить – это отсрочка на полгода, но за неё придётся заплатить 2000$.

Это оказывается переломным моментом в фильме, не только с точки зрения развития его сюжета, но и с точки зрения всей его концепции. Документалист может быть не только отстранённым наблюдателем развития событий и жизни его героев, что бывает чаще всего. Но он может также и создавать события, менять их вектор, активно в них участвовать – и снимать всё это. Рохсаре Гаем Магами дойдя до середины съёмок пошла на резкий слом всего замысла фильма, поменяв, таким образом, предопределённость как судьбы Сониты, так и своей картины.

Мать Сониты получает 2000$ и уезжает в Афганистан, а сама Сонита полугодовую отсрочку. Она снимает клип в стиле рэп о судьбе проданных в жёны молодых девушек, в котором на её лбу изображается штрих-код, словно женщина – это обычный товар из магазина. Ролик набирает бешенную популярность в Иране, он становится предметом обсуждения на телевидении, получает известность и за пределами страны. В этот момент происходит совсем уж нежданное событие: один из американских университетов приглашает Сониту на учёбу и выделяет ей стипендию.

Одна беда, у Сониты нет паспорта, нет вообще никаких документов, некуда поставить визу. Чтобы получить паспорт нужно ехать в Афганистан, но там есть риск быть насильно выданной замуж, как замыслила её мать. Немножко детективное развитие событий в Кабуле завершается вполне благополучно. Сонита получает и паспорт, и визу и благополучно улетает в США, где зимой 2015-16 годов и начинается её учёба. Впрочем, в своей семье она так и осталась непонятой, эдакой белой вороной в стае закутанных в чёрный никаб покорных своей судьбе афганских женщин.

Не будучи сторонником активного приёма в России беженцев из разных стран вроде Афганистана, я на протяжении всего фильма ловил себя на мыслях, о том, как я мог бы помочь Соните, окажись она в Москве. Где можно обучить её русскому языку (английский и русский для неё одинаково чужие)? Как помочь встроится в общество с другими культурными традициями? Где она сможет учиться, где жить? Сонита – тот человек, которому хочется помочь. И она воспринимается вовсе не как несчастный ребёнок, страдающий от диких обычаев соплеменников. Сонита относится к той редкой категории людей, от помощи которым непременно будет толк, поскольку у них есть цель и этой цели они добиваются вопреки всему.

Оценка: *****

Рекомендации к просмотру: обязательно.
Tags: 38 ММКФ, Афганистан, Иран, ММКФ, Московский Международный Кинофестиваль, Рохсаре Гаем Магами, США, документальное кино, документальные фильмы, иранское кино, ислам, исламское кино, кино
Subscribe

Posts from This Journal “38 ММКФ” Tag

  • В преддверии 39 ММКФ вспоминаем ММКФ-38

  • Личные призы 38 ММКФ, 2016 год

    Личные призы ММКФ 2016 Не будучи ограниченным лишь официальной конкурсной программой распределил личные призы так. Художественные фильмы…

  • Итоги 38 ММКФ, 2016 год

    Итоги 38 ММКФ: 53 фильма, в том числе: 31 полнометражный художественный фильм (в том числе 4 фильма ретроспективных программ), 7 короткометражных…

  • СЕМЕЙНОЕ ДЕЛО

    СЕМЕЙНОЕ ДЕЛО A FAMILY AFFAIR Режиссёр: Том Фассарт Программа: Свободная мысль Дания, Нидерланды 2015 116 минут…

  • БЕГЕМОТ

    БЕГЕМОТ BEI XI MO SHOU Режиссёр: Чжао Лян Программа: Свободная мысль Франция, Китай 2015 90 минут…

  • БРАТЬЯ

    БРАТЬЯ BRACIA Режиссёр: Войцех Старонь Программа: Свободная мысль Польша 2015 69 минут http://38.moscowfilmfestival.ru/miff38/films/?id=38121…

  • МН17: НАЦИЯ СКОРБИТ

    МН17: НАЦИЯ СКОРБИТ MH17: HET VERDRIET VAN NEDERLAND Режиссёр: Михил Ван Эрп Программа: Голландия плюс Украина, Нидерланды 2015 71 минута…

  • АКТ МАГНИТСКОГО. ЗА КУЛИСАМИ

    АКТ МАГНИТСКОГО. ЗА КУЛИСАМИ THE MAGNITSKY AKT Режиссёр: Андрей Некрасов Программа: Русский след Норвегия, Финляндия, Дания, Германия 2016 145 минут…

  • SEXXX

    SEXXX Режиссёр: Давиде Феррарио Программа: Секс, еда, культура, смерть Италия 2016 72 минуты http://38.moscowfilmfestival.ru/miff38/films/?id=38084…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments